Название торговой марки – как не создать себе проблему?

Вы наверняка знаете, что название торговой марки должно быть запоминающимся, оригинальным, благозвучным. Но этого мало. Чтобы название работало на бизнес, а не против него, нужно учесть ряд особенностей. О некоторых из них мы расскажем ниже.

название торговой марки

Проверьте, что название еще никто не зарегистрировал

Иначе может оказаться, что вы используете чужой товарный знак, что влечет за собой ответственность. Правообладатель вправе потребовать уничтожения товаров, на которые нанесен принадлежащий ему товарный знак. А также выплаты компенсации в размере до 5 000 000 рублей.

Чтобы избежать таких неприятностей, нужно заказать проверку названия торговой марки на патентную чистоту. Если выбранное вами название совпадает или похоже на уже зарегистрированное название, по результатам проверки вы об этом узнаете. И тем самым оградите себя от неожиданностей, связанных с использованием чужого товарного знака.

Зарегистрируйте название

Закон не обязывает регистрировать название. Но регистрация дает целый ряд преимуществ. Во-первых, конкуренты не смогут «перехватить» ваше имя, зарегистрировав его и получив законное право на его использование. Во-вторых, в этом случае вы можете быть полностью уверены, что название принадлежит вам и только вам. Ведь даже если вы закажете проверку названия на патентную чистоту и убедитесь, что оно не зарегистрировано – это не гарантия, что никто не зарегистрирует его уже после проверки.

Исключите ненужные ассоциации

Самое безобидное на первый взгляд слово может иметь нежелательные значения или вызывать ненужные ассоциации. Исключить неожиданности помогут лингвисты. Они постоянно работают со словом, обладают обширными знаниями разных пластов лексики и находятся в курсе языковых трендов. Поэтому профессиональные неймеры (специалисты по разработке названий), как правило, имеют лингвистическое образование.

Проверка названия на ассоциации должна проводиться в разных вариантах. Попробуйте сократить название до аббревиатуры, используйте его с наименованием организационно-правовой формы. Иногда при такой проверке обнаруживаются неожиданности. Например, Коммерческая организация технологической экспертизы превращается в КОТЭ, а Загородный Лагерь Осинка – в ЗЛО. Примеры выдуманные и нарочито комичные, но в практике встречается немало реальных образцов подобного плана.

Работа с ассоциациями особенно важна при выходе на международный рынок. Необходимо проверить все значения слова в языке каждой страны. При этом нужно уделить внимание как литературной, так и разговорной форме языка, а также основным диалектам, если они имеют широкое распространение.

Ненужные ассоциации с названием в лучшем случае приведут к тому, что продукт не будет пользоваться спросом. В худшем – есть риск вероятность получить судебный иск от потребителей, которые сочли название оскорбительным.

Произнесите название вслух

Случается, что название торговой марки красиво выглядит в письменном виде, но трудно произносится. Это минус – имя будет хуже восприниматься на слух. По телефону его будут просить диктовать по буквам. Реклама на радио не принесет желанного результата, потому что мало кто из слушателей разберет название компании или продукта. Поэтому обязательно проверьте имя на благозвучность и на то, насколько легко оно произносится.

Напишите название на кириллице и на латинице

Название должно легко транслитерироваться – то есть иметь красивое написание и русскими, и латинскими буквами. Идеально, если количество букв в русском и латинском варианте будет совпадать. С этой точки зрения лучше избегать слов, в которых встречаются буквы ш, щ, ь, ъ – хотя это не догма. Но если название имеет разное количество символов в русском и латинском варианте, это создаст дополнительные сложности при разработке дизайна.

Убедитесь, что название торговой марки легко запоминается

Для определения запоминаемости можно провести простой тест. Сообщите название нескольким коллегам и через какое-то время попросите повторить его. Запоминаемость – одно из ключевых требований к названию. Если имя не врезается в память, оно не выделит вас среди конкурентов.


Есть еще ряд требований к созданию работающего названия. Оно должно соответствовать позиционированию компании, быть кратким, иметь хороший потенциал для графического воплощения. Соотнесение всех требований – непростая задача. Поэтому в творческой группе Cleardesign над названием работает целая команда неймеров. Под каждый проект команда подбирается индивидуально – чтобы среди участников были специалисты, у которых есть опыт работы с проектами в вашей сфере.

Мы разрабатываем названия, проводим проверку по базе названий компаний, зарегистрированных в Роспатенте, подаем заявку на регистрацию товарного знака.

Посмотреть примеры разработанных названий можно здесь: http://cleardesign.ru/projects/new/

Напишите нам! Мы подробно, понятно и интересно проконсультируем вас по разработке названия. Наш e-mail: ad@cleardesign.ru