Что такое фирменный стиль?
Фирменный стиль – это образ, «лицо» компании, выражение ее индивидуальности. Это единство элементов стиля, по которой вы сразу узнаете компанию и отличаете ее от конкурентов.
Даже в незнакомом городе вы безошибочно узнаете McDonald’s по большой желтой букве M. На полке в супермаркете мгновенно найдете Snickers среди других шоколадок. Заметите Фанту среди других бутылок с оранжевой газировкой. Это – фирменный стиль бренда в действии.
Для чего нужен фирменный стиль компании?
Есть две фундаментальные причины, почему каждой компании нужен фирменный стиль. И они кроются в особенностях психологии человека.
1. Внешний вид всегда влияет на впечатление от человека/предмета/товара/услуги/компании.
2. Люди больше склонны обращаться к чему-то знакомому, нежели к неизвестному. При прочих равных они скорее купят тот товар, на котором знакомый логотип, чем совершенно неизвестный.
Снова вспомним McDonald’s. Даже если вы сторонник здорового питания, то случайно оказавшись в неизвестной экзотической стране и желая перекусить, скорее направитесь в McDonald’s, чем в сомнительное придорожное кафе. И снова желтая буква M поведет вас в нужном направлении. Вот она, сила бренда и фирменного стиля.
В идеале разработкой фирменного стиля компании стоит заняться сразу, как только компания появляется. Если этого не сделать, какой-то стихийный стиль у нее сложится сам собой в любом случае. Но не факт, что это будет нужный стиль. А его корректировка в дальнейшем потребует времени и сил. Поэтому фирменный стиль компании – это то, что лучше сделать изначально. Не обязательно прорабатывать сразу все элементы. Например, если в ваших ближайших планах нет аудиорекламы, пока нет смысла и разрабатывать аудиообраз. Возможно, на начальном этапе вам будет достаточно логотипа, который можно разместить на бланках, на сайте компании, на визитках.
Функции фирменного стиля
Что такое фирменный стиль? Он выделяет организацию среди конкурентов, помогает потребителям узнавать и запоминать продукты компании, улучшает восприятие деятельности компании клиентами и партнерами:
- Формирует и поддерживает определенный имидж компании.
- Помогает покупателям находить товары и предложения компании.
- Укрепляет корпоративную культуру.
- Подчеркивает надежность компании.
Правильно выбранный фирменный стиль компании – это важное средство конкурентной борьбы, которое поможет привлекать и удерживать клиентов.
Требования к фирменному стилю
Корпоративный стиль должен отвечать нескольким важным требованиям:
1. Соответствовать целевой аудитории. Нельзя делать «дорогой» стиль для дешевых товаров, и наоборот.
2. Запоминаться и отличаться от конкурентов.
3. Легко узнаваться. Даже из движущегося автомобиля люди должны узнать ваш продукт на билборде, заметить вывеску.
4. Быть масштабируемым. Отличный вид и на огромном билборде, и на крошечном ярлыке – вот что такое фирменный стиль, сделанный правильно.
Что включает в себя фирменный стиль?
Фирменный стиль – это набор констант, обеспечивающих единый образ всем продуктам и мероприятиям фирмы. Давайте посмотрим, из чего состоит фирменный стиль компании.
1. Логотип. Это основной элемент. Именно он является отправной точкой при создании фирменного стиля. Для совсем небольшой фирмы он может быть единственным элементом, который уже позволит создать ощущение индивидуальности компании. Логотип можно размещать на продукции, бланках, транспорте, корпоративной форме, использовать в оформлении интерьера офиса.
2. Слоган. Это вербальное представление организации.
3. Фирменные цвета. Каждый цвет создает определенные ощущения (например, красный ассоциируется с властью, динамичностью, опасностью, синий – со спокойствием, уверенностью, профессионализмом, и так далее). Символика цвета учитывается при разработке фирменного стиля. Когда мы рассматриваем, что такое фирменный стиль, то говорим о создании при помощи дизайна определенного впечатления в сознании клиентов, сотрудников. И цвет играет здесь не последнюю роль.
4. Шрифт. Начертание букв также вызывает определенные ассоциации (шрифт может быть «тяжеловесным» и «легким, воздушным», «мужским» и женским», «серьезным» и «легкомысленным»).
5. Фирменный блок (содержит логотип, наименование компании, реквизиты, список товаров и услуг, слоган).
6. Схема верстки для печатных материалов.
7. Аудиообраз – композиция или даже несколько нот, по которым легко узнать компанию в радио или тв-ролике. Вспомните аудообраз Intel Inside или короткую фортепианную мелодию из старых роликов про Nescafe.
Рассматривая, что входит в фирменный стиль компании, мы разобрали только его основные элементы. Их может быть больше.
Фирменный стиль компании – это визуальная основа оформления всего, что касается ее деятельности. Его элементы должны всегда присутствовать в рекламных материалах компании, в оформлении товаров, интерьере офисов.
Чем крупнее компания и чем конкурентнее среда, в которой она работает, тем большее количество элементов фирменного стиля имеет смысл прорабатывать.
Носители фирменного стиля
Можно сказать, что это всё, что связано с деятельностью компании.
- Упаковка.
- Фирменные бланки, папки, конверты, визитки, бирки, ценники.
- Рекламоносители. Печатные издания, билборды, тв-ролики, баннерная реклама.
- Вывески, указатели, таблички.
- Корпоративная форма сотрудников, бейджи, значки, нашивки.
- Календари, плакаты, сувениры, пакеты, раздаточные материалы на презентациях и конференциях.
- Корпоративный транспорт.
- Сайт компании.
- Даже печать как шрифтографическая композиция может быть носителем фирменного стиля.
Айдентика и фирменный стиль – в чем разница?
Часто эти понятия используют как синонимы, но между ними есть отличие. Айдентика – это стилеобразующие константы (логотип, фирменные цвета, слоган и так далее). Можно сказать, что айдентика – это набор элементов фирменного стиля. Если же говорить о том, что такое фирменный стиль, ясно, что это понятие шире. Фирменный стиль компании – это не просто набор элементов, а результат их интеграции друг с другом – образ, лицо фирмы. Представление ее индивидуальности.
Примеры фирменного стиля
Пример корпоративного стиля, разработанного творческой группой Cleardesign.
Фирменный стиль для сети стрит-фуд кафе
Логотип:
Вывеска:
Карточки постоянных клиентов:
Упаковка:
Дизайн интерьера:
Сколько стоит разработать фирменный стиль компании?
Разброс цен очень большой. Давайте посмотрим, что получит заказчик за ту или иную сумму.
В рамках услуги за несколько тысяч рублей (такие цены есть у частных специалистов) клиент, скорее всего, получит логотип (возможно, взятый из общедоступной базы и адаптированный под проект заказчика). И несколько документов, в которые будет интегрирован логотип. Нужно понимать, что данный бюджет не предполагает погружение в бизнес клиента, анализ конкурентов и другие маркетинговые мероприятия. Также в рамках недорогой работы практически невозможно получить услугу по регистрации товарного знака, а это очень важно.
Бюджет в несколько десятков тысяч рублей уже предполагает более тщательную проработку фирменного стиля и может включать аналитическую работу, создание коммуникационной стратегии и другие этапы. Такую услугу предлагают дизайн-студии, агентства.
В идеале фирменный стиль компании – это результат работы целой команды специалистов, в которую должны входить не только дизайнеры, но и маркетологи. В целом, чем выше цена, тем более тщательную проработку услуги она предполагает, и тем больше элементов может быть разработано в рамках создания фирменного стиля.